1 Haziran 2018 Cuma

Сирийские Tуркмены. Вчера, сегодня, завтра, - Доктор. Мухтар Фатих

Сирийские Tуркмены. Вчера, сегодня, завтра, -

Доктор. Мухтар Фатих


Введение
      

Как туркмены появились на Ближнем Востоке 
Сирийские туркмены или сирийские турки мирный народ- тюркский народ, проживающий на территории современной Сирии. второй по численности народ этой страны, после арабов .
Самоназвание -Suriye Turkmenleri .Являются потомками анатолийских турок, говорят на одном из анатолийских диалектов турецкого языка . Существуют также оценки их как азербайджанских или туркменских диалектов. Внешне также похожи на современных турок, относятся к европеоидной расе.Туркмены Сирии, Ирака и Турции не являются теми же туркменами, у которых столица Ашхабад. Правда, это тоже тюркский народ, потомки анатолийских турок, и они говорят на одном из диалектов турецкого языка. Антропологически относятся к европеоидной расе. Как и везде на Востоке, национальные меньшинства не признаются и не имеют прав.
Туркменам Средней Азии их сирийские и иракские «тёзки» приходятся родственниками, хотя в большей степени близки даже среднеазиатским туркменам,  азербайджанским племенам . И те, и другие происходят из одной огузской ветви тюркских народов. Язык, на котором говорят сирийские и иракские туркмены, очень близок к азербайджанскому, включая лишь большее число арабских заимствований. Кстати, классиков азербайджанской литературы Физули и Насими сирийские и иракские туркмены считают своими авторами, а могила Насими до недавнего времени находилась в Алеппо (она была взорвана войск Асада ). Сирийские туркмены говорят на диалектах, более близких к говорам турецкого языка в пограничных провинциях Турции, а иракские туркмены — на диалектах, близких тюркским диалектам района Диярбакыра и Урфы, а также азербайджанского языка. В Азербайджане многие местные националисты рассматривают тюркское население Сирии и Ирака как азербайджанское, и в этой связи призывают руководство Азербайджана оказывать всестороннюю поддержку сирийским и иракским туркменским политическим организациям. С другой стороны, значительная часть туркменского населения Сирии подверглась сильному арабскому лингвистическому и культурному влиянию, поэтому многие потомки туркмен в настоящее время уже неотличимы от сирийских арабов и практически не обладают особой туркменской идентичностью. 
Этноним «туркмен», появился еще в Средние века. До сих пор не ясно, с чем было связано появление этого обозначения огузских кочевников. Наиболее распространенная версия — сочетание тюркского этнонима «тюрк» и туркменского слова «мен» — «человек». Другая версия, которую в свое время озвучил российский Ф. А. Михайлов в своей работе «Туземцы Закаспийской области и их жизнь», гласит, что огузы отвечали на вопрос о своей национальной принадлежности «тюркюм мян» — «тюрок я». Упоминания о туркменах содержатся в работах средневековых ученых Бируни, Кашгари, Марвази. На территории Месопотамии туркмены появились вследствие миграции из Средней Азии племен тюрок-огузов, южная ветвь которы = сельджуки — создала Сельджукскую державу. С XI в. тюрки-огузы играли важнейшую роль в истории региона. В 1055 г. султан Тогрул-бек захватил Багдад, после чего стал расселять туркменские племена вдоль ключевых торговых путей Ирака, в особенности — у городов Эрбиль и Киркук. В наши дни зона расселения туркменских племен в Ираке именуется «Туркменэли». В 1375 г. тюркские племена кара-коюнлу (чернобаранные туркмены) создали свою державу. В 1468 г. земли кара-коюнлу вошли в состав новой державы Ак-Коюнлу (белобаранные туркмены). Именно каар-коюнлу и ак-коюнлу являются непосредственными предками современных туркменских племен Сирии и Ирака. Новая волна миграции туркменских племен в Месопотамию была связана со становлением и укреплением Османской империи.
В Сирии огузские племена появились примерно в то же время, что и в Ираке. После победы в битве при Данданакане, в которой тюрки-сельджуки столкнулись с войсками Газневидского султаната, сельджуки беспрепятственно ринулись в Переднюю Азию и вскоре захватили сирийские города Триполи, Дамаск, Латакию, Алеппо, Хомс и т.д. Таким образом, огузы установили контроль над территорией Сирии. В 1072 г. султан Мелик-шах захватил Северную Сирию, после чего было осуществлено переселение тюркских племен йива, бойу, байят, афшар, бейдилли, дюкер и учек в районы Дамаска и Алеппо. С этого времени тюркские племена играли важную роль в жизни Сирии. Учитывая воинственность и организованность тюркских кочевников, они сравнительно быстро подчинили оседлое население региона. Фактически с этого времени тюрки утвердили свою власть над Месопотамией. После становления Османской империи, в Сирию были переселены большие группы тюрок из малоазийских районов Сиваса и Кайсери. Османы ставили перед сирийскими тюрками задачи по защите торговых и паломнических путей, проходивших через территорию Сирии. Значительная часть тюрок осела в сирийских городах, где в арабском окружении постепенно ассимилировались и превратились в обычных арабов-суннитов, только тюркского происхождения. В 1337 году на территории современной Сирии возникло государственное образование туркменских племен — бейлик Дулкадиридов. У истоков этого бейлика стояли представители огузской племенной группы Бозок. Кстати, к этой же группе относились и османы — создатели Османской империи. Дулкадир-оглу Зейниддин Ахмед Караджа-бей стал основателем небольшого владения (бейлика) со столицей в Элбистане. Затем центр бейлика перенесли в Мараш. В состав этого политического образования вошли Кайсери, Элазиг, Айынтап, Малатья, Адыяман. Караджа-бей периодически воевал с армянами, поддержал антимамлюкское восстание в Халебе. В ответ на поддержку халебского восстания Караджа-бей был свергнут мамлюками, а новым правителем бейлика стал Халил-бей — сын Караджа-бая. Позже владения Дулкадиридов были опустошены войсками Тамерлана. Внук Караджа-бея Мухаммед-бей, пользовавшийся поддержкой османского султана Мехмеда, вернул себе власть над бейликом. В 1522 г. земли бейлика были присоединены к Османской империи. Практически в это же время в состав Османской державы вошла и вся Сирия — после того, как в 1516 г. в битве при Мардж Дабике османские войска разгромили мамлюков. На территории Сирии на четыре столетия установилась власть турок-османов.
За время османского владычества в Месопотамии численность тюркского населения в регионе постепенно увеличивалась. Помимо осевших здесь еще в Средние века туркменских племен, тюркское население Сирии и Ирака пополнялось за счет турецких чиновников и военнослужащих. Они и их потомки оседали в городах, многие затем растворялись в окружающей массе арабского населения, благо также исповедовали ислам суннитского толка. Таким образом, помимо роста численности тюрок в Месопотамии, одновременно происходила и ассимиляция тюркского населения городов. Но в сельской местности туркмены сохраняли собственную культуру и национальную идентичность. С культурой среднеазиатских туркмен, несмотря на общность названия, культура сирийских и иранских туркоманов имеет мало общего. В большей степени туркоманы близки тюркскому населению Восточной Турции и Западного Ирана. Большинство туркоманов Сирии и Ирака исповедует ислам суннитского толка. До поражения Османской Турции в Первой мировой войне и начала распада империи, сирийские и иракские туркмены пользовались значительными привилегиями, поскольку османские правительства рассматривали их как основных проводников своего влияния в регионе и, заодно, как средство давления на арабское население Сирии и Ирака. Однако ситуация полностью изменилась после распада Османской империи. Туркоманское население оказалось разделенным между Ираком, который в значительной степени контролировали британцы, и Сирией, на территории которой было создано несколько подконтрольных Франции административно-территориальных образований. Дальнейшие пути сирийских и иракских туркоманов также разделились, хотя и имели много общего — прежде всего то, что туркменское население оказалось этническим меньшинством в странах, где титульную нацию составляли арабы, достаточно негативно относившиеся к османскому прошлому и тюркам, присутствие которых его олицетворяло.

Сельджукская империя Сирия
это страна, которая является второй родиной каждому человеку на земле. ее недаром называют колыбелью цивилизации: многие величайшие достижения человеческой культуры позднее распространившиеся по всему миру , имеют сирийскую основу. На протяжении тысячелетий на территории современной Сирии рождались и умирали десятки цивилизаций и государств. Сирия находилась и находится на границе западной и восточной культур здесь возникли и развивались в мировые религии христианство и ислам. И туркмены приобрели на территории Сирии свою родину. подавляющее большинство населения Сирии – арабы. И одним из крупных национальных меньшинств являются туркмены, вторые после курдов их численность. Первые туркмены появились на территории современой Сирии в 9 веке .Это было под правлением тулоногулларов . следующий наплыв туркменского населения был в 11 веке при турках -сельджуках и в 1260 г.
В XI в. мощный тюркский племенной союз огузов двинулся из Центральной Азии в Иран и на Ближний Восток. За непродолжительное время завоевательных походов было создано государство “Великих Сельджукидов” во главе с султанами из рода Сельджукидов. Оно включало территории Центральной Азии, Ирана, Месопотамии, Сирии, большую часть Малой Азии и часть Закавказья. Война вызвала переселение многочисленных тюркских кочевых племен из Центральной Азии в страны Ближнего и Среднего Востока.
Сельджукская империя нуждалась в новом аппарате государственного управления и системе гражданской и военной администрации. Огузская (тюркская) военная знать получила крупные наделы в виде земель икта и упорно стремилась к самостоятельности. В этой ситуации значительную роль в управлении государством стала играть иранская чиновная знать, прежде отстраненная от власти.
В конце XI – начале XII в. в Сельджукском государстве начались междоусобицы и раздоры. Период смут сопровождался распадом государства.
В образовавшихся полунезависимых и независимых эмиратах правили тюркские военачальники. Они положили начало самостоятельным династиям Буридов, Артукидов, Зангидов, Салгуридов, Бавандидов, Ильдегизидов, Хазараспидов и др. В конце XII в. земли Восточносельджукского (Хорасанского) султаната перешли во владения Хорезмшахов.
В 1071 г. султан Алп-Арслан не ожидал скорого выступления огромной императорской армии, так как готовился к походу против Фатимидского Египта. При малочисленности сельджукского войска, его весомую часть составляли туркменские соединения Афшина, Ахмед-Шаха, Самука, Менгучека, Джавли, Мехмеда Дилмачоглу и Мухаммеда Данишменда.
Грандиозная победа над византийцами при Манцикерте оказалась неожиданной для сельджуков, султан Алп-Арслан простоял около двух месяцев недалеко от поля сражения, не зная, что предпринять дальше. С империей был заключен почетный мирный договор, по которому государство Великих Сельджуков получило Манцикерт, Эдессу, Мембидж и Антиохию.
Раньше туркмены отличились на переднем краю сельджукского наступления против Фатимидского Египта в Большой Сирии. Египтяне пригласили лидера хорезмийских туркмен Атсыза б. Увака для подавления восстания в Южной Сирии. Восстание удалось усмирить (1071), однако затем туркмены выступили против египтян, и борьба в сирийско-палестинском регионе приобрела религиозную окраску. Сунниты-туркмены вели священную войну с “еретиками”-шиитами. Гибель местного населения от голода и меча была огромной. В Дамаске количество жителей уменьшилось в десять раз. Атсыз взял Дамаск (1076) и Иерусалим (1078), туркмены вступили даже в Египет, и осадили Каир, но вскоре с большими потерями отступили. Наступление туркмен окончательно захлебнулось из-за восстаний шиитов в Иерусалиме, Дамаске и Рамле. Создалась угроза отвоевания земель Фатимидами, последние осадили Дамаск. Султан Мелик-Шах отправил в Сирию своего брата Тадж ад-Даулу Тутуша, который изгнал из этого региона фатимидские войска. Атсыз передал Сельджукиду город, однако в следующем году Тутуш вероломно убил туркмена. Несмотря на суровость Тутуша, туркмены постоянно участвовали в походах этого Сельджукида вплоть до его смерти у г. Рея в феврале 1095 года.
В 1337 году Сирийские туркмены создали в Сирии в Шаме бейлик Dulkadiroglu. В 1516 году в битве при Мардж Дабике османы разбили мамлюков, и на этой территории на 400 лет была установлена османская власть. Местное население при этом было под сильным влиянием тюркской культуры. Вплоть до конца первой мировой находящаяся под османским владычеством Сирия развивалась под культурным, социальным, экономическим влиянием тюрков.
С 1936 года туркменам Сирии было запрещено говорить на родном языке и издавать литературу на родном языке. Лишенное всяких культурных прав туркменское меньшинство было лишено и права образования на туркменском языке. Туркменам Сирии было запрещено создавать кружки и партии, объединения для подачи своего голоса и так же не были удовлетворены политические и культурные права туркменского меньшинства.
Ассимилированным в Сирии туркменам, которые находятся на территории этого государства порядка 1000 лет, не удалось сохранить собственный язык.
До гражданской войны сирийские туркмены в основном занимались обувным делом, большое количество обувных фабрик в г. Алеппо принадлежат именно этническим туркменам. Также, большое количество сирийских туркмен составляет интеллигенцию страны, среди которых деятели культуры, ученые, политики и военные. Так, например, бывший министр обороны Сирии Хасан аль-Туркмени был из числа сирийских туркмен.
До недавнего времени сирийские туркмены не испытывали в Сирии национального или религиозного давления, поскольку являются мусульманами-суннитами, как и основное население Сирии. А на фоне других живущих в многонациональной Сирии наций являются одной из самых “безобидных”.”
Тем не менее, сирийские туркмены-сунниты стали объектом ненависти повстанцев, которые при поддержке западной коалиции, требуют смены режима в стране и не брезгуют применять террористические методы против мирного населения.
На территории Сирии проживают следующие племена: Байат , Авшар ,Бейгдили, Эльбеили ,Бегмишли ,Арабли ,Кадирли, Байендирли ,Гунажли,Карашихли и др. Многие племена, проживая среди арабов, ассимилировались, потеряли свой родной язык и традции . В Сирии не существует никаких общеобразовательних учреждений на туркменском языке , которое могла бы объединить туркменов, помогало бы сохранять их культуру и традиции .На территории Сирии насчитывается 523 туркменских деревень и районов .Многие названия деревень в связи с ассимилизацией были переименованы с туркменского на арабский . Например: Акташ -Хаджер Абьяд ,Бельва Мирхан -Сальва и др. Но, несмотря на все , туркмены не забывают свой родной язык , свои традиции и культуру передают своим детям и гордятся своим происхождением.
Сегодня в Сирии туркмены проживают довольно плотно и компактно в районах Лазкие (Lazkiye) и Халеб (Halep) и Хомос(Homos) и Хама(Hama) и Голан(Golan) . В других районах к примеру как Шам туркмены меньшинство но сушественное меньшинство.

Туркмены в Алеппской области
Во времена Османской империи, Алеппо и вся ее провинция , особенно, вокруг рек Ефрат и Сажур ,и провинция Азаз активно заселялись туркменами
Город Азаз – 25 деревень: Туркмен-барех, Тельар,Джкеа,Ираль,Самандра,Ахтимлат, Зиядия,Татхумс Окувь и др
Город Ракка 59 деревень
Город Джараблус 48 деревень
Бельва мирхан- сальва ,Ташлихуюк ,Акдаш ,Белиз ,Набга , Канликое Мирза ,Хавахуюк ,Телеи ,Керпечли ,Зулуф ,Ташкапи,Тавли, Кантра Бозхуюк , Кендра ,Укузолдирань,Куржухуюк ,Кадилар и др
Город Менбедж 25 деревень – Дабес , Каракозак и др
Город Чобаньбей 44 деревинь – Баблимун ,Санди ,Аяша ,Тель- аяша ,Секизлер, Ташкаби, Калькум,Чуртань ,Халилия ,Турань, и др
Город Албаб 20 деревень -Халиса ,Яагмажи ,Телели и др
В Алеппо многие туркмены работают на обувных, мебельных ,по пошиву одежды мастерских. занимаются сбытом своих изделий
В деревнях выращивают оливки, фисташки ,пшеницу . Зажиточные туркмены открывают заводы по производству оливкового масла и мыла
Раньше были популярны туркменские килимы и ковры ручной работы. Но сейчас, к сожалению ,это мастерство пришло в упадок
Туркмены Латакской области
Латакия – это город на Средиземном море. Это вторая крупная провинция по проживанию туркмен.Больше185 деревень: Чичекли яз , Саллор, Хайят, Бюйюк,Касталмаав
Пынар,Бадруссие, Ум туйур, Чинарлы и др. Основное занятие – туризм, рыболовство, выращивание фруктов
Туркмены Хомса и Хама
В Хомсе говорит, что он не туркмен, значит, что он не из Хомса ” . Так как после крупного землятресения в 11 веке Хомс заново восстанавливали туркмены, и там же оседали. В центре, один из древних районов города, называется Харат Туркмен, одни из древних ворот называются Баб Туркмен.Но в наше время туркмены Хомса ассимилироались с арабами. Многие заняты в торговле. В деренях выращивают фисташки и фрукты
Туркменские деревни вокруг Хомса: Баб Амру, Зара, Митрас, Дар Кабир и др. Туркменские деревни вокруг Хама : Акраб, Тиллуф, Хаззур, Хюввер- Аль тукмен и др
Туркмены Голанских высот
Это места граничащие с Палестиной
Деревни –Кафер, Алькадерия , Кафер наффах и др
Заняты выращиванием фруктов и овощей
Туркмены Дамаска и Дераа:
Название деревень: Калдун, Рухайба, Адраа и др. Заселяют несколько районов в Дамаске .Заняты в основном торговлей .
В Дераа и вокруг Дераа тоже проживают туркмены : Бусра, Бурек Таарба.
Сирийские туркмены до гражданской войны
Сирийские туркмены никогда не были столь многочисленны, как туркмены Ирака, поэтому априори не могли играть какой-либо заметной роли в политической жизни страны. Как и туркмены Ирака, сирийские туркмены после распада Османской империи оказались в затруднительном положении. Развитые культурные и деловые связи с Турцией и тюркским миром оказались нарушенными. В 1936 г. в Сирии были введены запреты на туркменский язык, издание литературы на турецком языке, объединения в политические партии и общественные организации по национальному признаку. Арабские националисты, пришедшие к власти в Сирии, опасались, что поднятие национального самосознания сирийских туркмен повлечет за собой возникновение и развитие сепаратистского движения в северных районах страны, населенных туркменами и примыкающих к сирийско-турецкой границе. Туркмены Сирии, как и туркмены Ирака, не признавались на официальном уровне национальным меньшинством. Правившая в Сирии Партия арабского социалистического возрождения рассчитывала ассимилировать туркменское население, учитывая его суннитское вероисповедание и культурную близость соседним арабским группам. Активисты протурецких туркменских организаций подвергались полицейским преследованиям.
Однако в целом сирийские туркмены были куда более лояльны, чем те же сирийские курды. В основном, туркменское население занималось сельским хозяйством, а в городах — обувным бизнесом. В Алеппо обувной бизнес «держали» именно туркмены. Нельзя сказать, что при власти Асадов туркменское население подвергалось каким-то преследованиям, которые могли быть сравнимы с участью иракских туркмен. Также, большое количество сирийских туркмен составляет интеллигенцию страны, среди которых деятели культуры, ученые, политики и военные. Так, например, бывший министр обороны Сирии Хасан аль-Туркмени был из числа сирийских туркмен. До недавнего времени сирийские туркмены не испытывали в Сирии национального или религиозного давления, поскольку являются мусульманами-суннитами, как и основное население Сирии. А на фоне других живущих в многонациональной Сирии наций являются одной из самых «безобидных». Как и большая часть сирийских арабов, туркмены Сирии являются мусульманами-суннитами. Значительная часть сирийских туркменов ассимилировалась в арабском окружении. В отличие от иракских туркоманов, в значительной степени сохранивших свое родоплеменное деление, у сирийских туркменов племенное деление было практически утрачено. Особенно в городах, где стремительно шел процесс «арабизации» туркменского населения. Устойчивую племенную идентичность сохранили, впрочем, туркмены племени Бегдили, которые проживают и на территории Сирии, и в соседней Турции. От большинства других туркменских племен в Сирии остались лишь названия населенных пунктов на севере страны. Тем не менее, турецкое правительство и подконтрольные ему средства массовой информации активно эксплуатируют тему «страданий многомиллионного туркменского народа в Сирии».
Послесловие:
Покинув родину , разлетевшись по всему миру , туркмены где бы они не оседали, оставили хороший след.
Приехав кочевниками , они чему- то учили своих новых соседей, сеяли семена своей культуры .И сами перенимали опыт, приобретали новые профессии, становились известными людьми в культуре и политике.
Имея богатейшую историю, быв всегда ” в седле”, в последние 100 лет , после развала османской империи ,многие хотели видеть туркменов ” под своей ногой” . Но не получилось .Туркмены “выжили” и воспитали достойных сыновей своего народа, в50 годах 20 век как , лидера Туркменского народа в Сирии Нассана Кел Мохамед Мустафа Паша.



лидер туркменского народа в Сирии Нассан Кел Мохамед Мустафа Паша
В пятидесятые годы двадцатого века он собрал вокруг себя разрозненные туркменские племена. Проводил между ними политику мира ,взаимопомощи, передачи своей культуры детям.
И несмотря на все испытания, туркмены остались туркменами, пронесли в своих сердцах любовь к своей исторической родине, веру, что она откроет перед ними границы и начнется обмен опытом .
Численность:
Сирийские туркмены, на територии Сирии на которой более чем 400 лет правила справедливая османская империя сейчас проживает около 3.5 милионов
этнических туркмен, что составляет 13% населения стран. Из них только 3,5 миллиона знает свою историю и туркменский язык.
В связи именно с ассимиляцией сведения о количестве туркменов разделяются, одни источники говорят об 1,5 млн, другие же о 3 млн, на самом деле и одни и другие говорят правду, поскольку сирийских туркменов, знающих родной язык и осознающих свое происхождение, около 1,5 млн, остальные же являются ассимилированными, но помнящими свое тюркское происхождение арабами.
Религия:
Сирийские туркмены не испытывают в Сирии религиозного давления, поскольку являются мусульманами-суннитами, как и основное население Сирии. На фоне других живущих в многонациональной Сирии наций являются одной из самых “безобидных” , мирно сосуществуют с рядом живущими народностями .
Традиции и обычаи:
Общеизвестно гостеприимство туркменов в Сирии .Их дома можно посещать в любое время и даже без приглашения. После обмена рукопожатиями и любезностями начинается деловой разговор, в ходе которого любого посетителя обязательно угощают как минимум чаем, а также зхуратом (заваренные цветы), кофе или другими освежающими напитками. Если хозяин хочет подчеркнуть свою любезность, то в ходе беседы появляется крепкий бедуинский кофе. От угощения отказываться не принято, так как оно является неотъемлемой частью ритуала посещения, и отказ может обидеть хозяина. Горький бедуинский кофе подается всем сидящим из одной-двух чашек. Его нужно пить мелкими глотками. При нежелании больше пить нужно слегка покачать чашечку пальцами в воздухе. Чашечку не следует ставить на пол или стол, ее лучше возвратить подающему.
Туркмены любят ходить в гости, любят и принимать гостей. В связи с ограниченностью доступных среднему жителю развлечений, посещение друг друга является основным видом культурного отдыха. Приглашенный на ужин в туркменскую семью иностранец должен заранее набраться терпения, поскольку первые несколько часов с ним будут вести неторопливую беседу “обо всем”, угощая прохладительными напитками, орешками, морковными палочками и прочей легкой закуской. Потом, нередко ближе к полуночи, гостя сажают за стол и сделают все, чтобы ему даже без спиртного было нелегко подняться. Гостю стараются положить не только самый лучший, но и самый большой кусок. Хозяин считает за честь, если он это сделает своими руками. Отказываться не следует, придется попробовать все, хотя бы понемногу.
Кухня сирийских туркменов :
В кулинарии широко используются зерновые культуры, свежие овощи, оливковое масло, специи, лимонный сок и кисломолочные продукты.
К традиционным блюдам относятся каша из вареной дробленой пшеницы “бургуль”, ячменные и пшеничные пресные лепешки “хобз”, кисломолочные продукты “лябне”, фаршированные баклажаны “макдус”, зелень, маслины и баранина. На столе всегда присутствуют “фелафель”, “шаварма”, закуски
“хуммус”, “мутаббаль”, “баба-гануш”, “фуль”, салат из зелени “таббуле”, разнообразные сыры, суп из чечевицы, овощной салат с жареным хлебом и оливками “фаттуш”.
Мясные блюда: запеченный целиком ягненок с рисом и орехами “менсаф”, мясной плов с морковью, изюмом и пряностями “кабса”, запеченная курица с рисово-ореховой начинкой “джадж махши”, жареная на углях рыба “самак мешуи”, отбивная из баранины “касталета”, шашлыки и кебаб, мясной паштет из баранины с дробленой пшеницей “киббе”, жареная на вертеле баранина “мешви”, баранина с черносливом и миндалем, овечьи ноги “маккадем”, жареные на углях котлеты из ягнятины с зеленью “кафта”, “долма” или “толма”. На десерт – слоеные пирожки с мясом, сыром и зеленью “бурак”, пахлава, “шербет”, “кунафой” (блюдо из теста с сыром, кремом или орехами, залитыми сиропом), пудинг из манной крупы “мхалабие”, пирожки, фрукты.
Популярные напитки – крепкий арабский кофе, чай, различные соки со льдом, компот из изюма с “джелаб” и кисломолочный напиток “айран”.
Свадьба сирийских туркменов:
Как и повсюду в мире, нарядно и весело проходит туркменская свадьба. В мусульманской среде торжество отмечается отдельно в доме невесты, куда съезжаются подруги и родственники, и в доме жениха, собирающего мужскую сторону. Веселье сопровождается песнями, танцами, особым хоровым речитативом вслед за солистом, произносящим хвалебные и подбадривающие фразы. По этому случаю красиво оформляются цветами машины, и шумная кавалькада под аккомпанемент клаксонов, выкриков и улюлюканий пускается по городу. Лишь по завершении веселья невесту привозят в дом жениха. Примечательно, что модные молодежные ритмы не вытеснили у местной молодежи любовь к традиционной музыке, под которую она с удовольствием поет и танцует в минуты развлечений.
В соответствии и с древней восточной традицией, свадьба туркменов в Сирии отмечается широко, с приглашением не только родственников и ближайших друзей, но и соседей и множества знакомых. Присутствие иностранцев особенно ценится. В назначенный день приходят с небольшим сувениром и букетом цветов. Настоящие подарки дарятся молодоженам через 5-7 дней после свадьбы.
Брак:
К браку относятся как к одному из главных дел в жизни человека. Поэтому, во избежание скоропалительных решений, общество выработало целый комплекс “защиты от неудачи”. Во-первых, решение жениться с пристрастием обсуждается родственниками будущих супругов. Не смотря на главенство мнения отца невесты, она тоже имеет право голоса. Во-вторых, желание жениться юноша обязан подкрепить определенным уровнем материального достатка. Здесь жених должен заранее подумать о жилье для будущей семьи, преподнести невесте достойные подарки (прежде всего золотые украшения), убедить родственников будущей супруги в том, что у него достает возможностей содержать семью. Как правило, молодые люди начинают серьезно подумывать о женитьбе после 25-30 лет, а некоторые не могут скопить требуемый калым и к сорока. Девушки же выходят замуж довольно рано, как только найдется подходящая партия.
Молодые, готовясь к свадьбе, отдают себе отчет в том, что брак не проверка характеров, а событие, определяющее всю их последующую жизнью.
Развод в Сирии – явление гораздо более редкое и болезненное, чем у европейцев. Хотя мусульманский развод организационно оформлен очень просто – муж три раза говорит “талактик” (я с тобой развелся) – и жена, если следовать традиции буквально, должна уйти из дома, унеся с собой лишь то, что на ней. Поэтому раньше женщины имели обычай носить все свое золото на себе.супруг главный в семье.Однако, не все так “черно-бело”, “домострой” – это система, направленная прежде всего на сохранение четко разграниченных функций супругов: муж – добытчик и кормилец, жена – хранительница домашнего очага. И мужчина не забудет упрекнуть супругу за немытые полы или холодный обед. Но зато и она закатит ему скандал, если к празднику ей не поднесут нового платья или украшения.
Того, кто захочет посокрушаться о том, что женщины слабо участвуют в общественно-политической жизни, можно утешить известием, что большинство из них великолепно себя чувствуют в окружении заботливого супруга и кучи детей и, наоборот, с настороженностью взирают на некоторые стороны европейской брачной культуры. Конечно, в Сирии, хотя и редко, еще встречается многоженство, а девушки из консервативных семей вынуждены отказывать себе во многих видах отдыха и развлечений. Но каждое общество ставит свой опыт в поисках стабильности. Выросшие в благополучных семьях дети являются компенсацией своим матерям за их преимущественно домашний образ жизни.
Похороны:
Свои особенности существуют в обрядности и в случае кончины мусульманина. Тело усопшего не принято держать долго непогребенным. Его стараются предать земле в тот же день или на следующий. В семье соблюдается видимость спокойствия; не принято громко плакать, причитать. Тело усопшего заворачивают в белый саван (кафан), кладут в гроб, обернутый дорогостоящим материалом, и несут попеременно над головой до мечети, где устраивается отпевание с чтением Корана. В последний путь на кладбище покойника сопровождают лишь мужчины. Тело кладут на дно могилы на правый бок лицом в сторону Мекки. На кладбище стараются не задерживаться, так как считается, что тот, кто ушел последним, будет следующим “избранником” Аллаха. При прощании с усопшим присутствующие обычно слушают молитву или участвуют в ее чтении. Тех, кто пришел на поминки, угощают чаем, кофе, зхуратом, прохладительными напитками. Выражать соболезнования приходят в течение первых трех дней с 6 до 8 вечера, на седьмой день после смерти и через 40 дней. Лучшей формой соболезнования является личное присутствие в первый день. Можно прислать телеграмму, передать венок из цветов с визиткой или надписью на черной материи.
Какой должна быть стратегия сирийских туркмен
Туркмены, являющиеся одним из древних народов Сирии, живут в этом регионе, начиная с седьмого века. Туркмены проживают на обширной территории в Сирии – в Алеппо, Латакии- Идлибе (Байир-Буджак), Хомсе, Хаме, Тартусе, Ракке, Дера, Дамаске и районе Голан. Сирийские туркмены на протяжении многих веков ведут борьбу, пытаясь защитить свои земли и свою самобытность.
В Сирии борьба туркмен началась в 2011 году вместе с восстанием против государственного террора режима Асада. С 2011 года режим Асада многократно бомбил туркменские поселения на ливанской границе, в Алеппо и Байир-Буджаке. В результате этих нападений погибли около ста тысяч туркмен. Согласно утверждениям туркмен, в настоящее время тысячи туркмен находятся под арестом или пропали без вести.
Туркмены с 2011 года по настоящее время подвергаются нападениям террористических организаций (ДАИШ, ПКК/YPG), режима Асада и его союзников. На протяжении многих веков в Сирии, как отдельный народ, проживают туркмены. В Сирии насчитывается почти полтора миллиона тюркоязычных туркмен. Вместе с туркменами, забывшими свой язык, туркменское население в Сирии составляет около трех миллионов. Туркменское присутствие здесь подтверждает архивы Османской империи и французские архивы. Туркмены давно сталкиваются с нарушениями прав человека, культурных прав и массовыми убийствами. Международное сообщество должно уже отреагировать на это.Важным шагом для достижения поставленной цели может стать “интернационализация” туркменского вопроса. Мировое сообщество, прежде всего, должно быть проинформировано о том, что здесь, помимо  сирийского народа, проживает ещё и туркменский народ. Потому что сегодня в Сирии туркмены, как отдельный народ, страдают из-за нарушений прав человека и массовых убийств, не могут отстоять свои культурные права. Международное сообщество должно знать об этом.
На данном этапе на эту проблему было бы полезно взглянуть с точки зрения международного права. В договорах, подписанных в Анкаре в 1921 году, в Лозанне в 1923 году и Турецко-французских договорах 1939 года не предусмотрено предоставление какого-либо статуса туркменам в Сирии. Это связано с тем, что в тот период понятие меньшинства основывалось на религии, и большинство  сирийских туркмен проживали на территории мусульманской страны. Таким образом, в настоящее время сирийские туркмены, непосредственно как субъекты не имеют особого юридического статуса. Поэтому первоочередной целью в предстоящий период должно стать получение  сирийскими туркменами юридического статуса. Для этого они должны сесть за стол переговоров не в нынешнем статусе, а в качестве отдельного игрока, в качестве одного из элементов Сирии. Если удастся достичь этого здесь, это моглы бы стать моделью и для иракских туркмен.
Нужно как можно скорее показать международному сообществу, что сирийские туркмены -демократическая, светская, современная, не имеющая проблем с Западом и их ценностями, уважающая все этнические и религиозные элементы структура. Сирийские туркмены, являющиеся наиболее светскими и близкими к Западу игроками по сравнению с другими элементами в Сирии, должны вызвать интерес у западной общественности. В поддержку этого тезиса можно вынести на первый план лидеров Суфийско-исламской школы из числа туркмен. Таким образом, туркмены, показав, что они могут бороться с такими элементами, как ДАИШ,  не только на месте боевых действий, но и во всех областях, смогут лучше донести свои тезисы и получить ответы на них.
К тому же, для доказательства давнего существования туркмен в Сирии с целью получения правового статуса,  очень важны данные архивом Османской империи и Франции. Могут быть полезными проекты, направленные на  рассмотрение соответствующих архивных документов, публикацию их и доведение до сведения общественности.То, насколько полезными в долгосрочной перспективе будут все шаги, которые должны быть приняты в отношении сирийских туркмен, зависит от прочности правового статуса. Примером этому может служить статус «коренного народа», который в качестве конституционного права был предоставлен  крымским татарам в Украине в 2014 году.  Также можно руководствоваться следующими примерами:  статус Косово в Сербии, статус турок в Западной Фракии, статус немусульман в Турции.
Будущее Сирии и сирийские туркмены
Туркмены, как один из автохтонных народов Сирии и Ближнего Востока, желают внести свой вклад в создание демократической, секулярной и современной Сирии. Туркмены выступают за территориальную целостность Сирии и  скорейшее обеспечение мира на всей территории страны.
Для того, чтобы мирные переговоры увенчались успехом необходимо, проводя политические переговоры, одновременно с этим подготовить новую Конституцию страны, которая гарантировала бы целостность и суверенитет Сирии. Эта Конституция должна быть подготовлена  группой, состоящей из  равного количества  представителей оппозиции и режима Асада, являющихся членами  учредительного меджлиса.
Также следует пригласить для участия в переговорах Организацию Исламского сотрудничества и ЛАГ. Более активное участие этих двух организаций в мирном процессе облегчит достижение результатов.
В предстоящий период ни в коем случае нельзя предоставлять террористическим организациям этнического, религиозного или подобного толка возможность  сыграть роль в будущем Сирии.
Необходимо осуществить деятельность, направленную на создание  правовой, демократической, секулярной системы на всей территории Сирии.
Конституцией Сирии должно быть обеспечено гендерное равенство, основной закон  также должен взять под защиту  права детей.
Новое руководство Сирии должно  подписать Конвенцию ООН по защите прав человека и согласиться с условиями по осуществлению механизма контроля  за выполнением этого соглашения.
Будет полезно в вопросах индивидуальных прав и прав на собственность вернуться к ситуации, которая имела место в марте 2011 года, гарантируя гражданам их права.
Возвращением к статусу -кво, имевшему место на момент 2011 года, можно обеспечить возвращение в родные дома сирийских беженцев,  которые  были вынуждены покинуть страну в результате военных действий, или же перебраться в другие регионы Сирии.
Это очень важно , как  с точки зрения обеспечения гражданского мира, так и с точки зрения создания демократического, правового и секулярного государства.
В новой системе не должно предоставляться  каких – либо особых прав ни одной этнической, религиозной или же подобной им группам.
Если будет идти речь о предоставлении некоторых специальных прав, то они должны будут на равной основе предоставляться всем группам. Будет правильно, если всем этническим группам Сирии будет предоставлен статус национальных меньшинств. Это важно и с точки зрения создаваемого нового государства, и с точки зрения прав человека.
Развитие и сохранение языков национальных меньшинств также является основой для укрепления новой структуры Сирии.
В конечном итоге, правовой статус придаст туркменам объективность. К сожалению, нынешнее положение туркмен в Сирии субъективно. И до тех пор, пока эта субъективность будет продолжаться, никто, кроме Турции, не будет интересоваться туркменами. Что бы ни случилось, главной целью туркмен должно быть получение ими статуса. Правовой статус станет важным документом для туркмен в последующие годы.
Доктор. Мухтар Фатих 
Dr.Mukhtar Fatih
mukhtarfatih@hotmail.com
Сирия Аелппо
25-04-2014
Литература:
•История Востока. Т. II. Восток в средние века. М., 2000.
•Бартольд В. В. Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Баку, 1925.
•Гордлевский В. А. Государство Сельджукидов Малой Азии. М.-Л., 1941. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958.
•История Азербайджана. Т. I. Баку, 1958.
•Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии в IX – XIII вв. Аш., 1969.
•Dr.Mukhtar Mohamed …Suriye Turkmenleri,,,2010 .
. Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI – XIII вв. М., 1978
История Востока. – Восточная литература, 1995. – Т. 2: Восток в средние века
• А. Н. Самойлович. Турецкие числительные количественные и обзор попыток их толкования, с. 135-156 // Языковедные проблемы по числительным. 1. Сборник статей. Л., Ин¬т литератур и языков Запада и Востока при Ленингр. гос. ун-те, 1927;
• Э. В. Севортян. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы на буквы “Л”, “М”, “Н”, “П”, “С” Издательство: М.: Восточная литература РАН, 446 страниц; 2003
• Источник – ЦентрАзия// Военное обозрение// сайт Телерадиокомпании Турции TRT
• http://www.suriyeliturkmenler.com/ru

Hiç yorum yok:

Yorum Gönder

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ТУРКМЕНЫ (ОГУЗЫ)

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ТУРКМЕНЫ (ОГУЗЫ) Туркмены являются одним из самых древних и доблестных народов на земле. Приводим краткие сведения о...